Пароходные компании

Большие пароходные компании имели свои основания быть ярыми приверженцами строительства военно-морского флота. В нем они видели защитника своего собственного развития, условие вытеснения все еще дающей себя знать в больших портах Германии конкуренции английского торгового флота, условие внедрения своего собственного влияния на путях морской торговли европейских и внеевропейских, в том числе колониальных, стран. Для них немалое значение имело и то обстоятельство, что если Германия в случае войны подвергнется блокаде, германская внешняя торговля пойдет через порты соседних нейтральных государств и, таким образом, германские пароходные компании не смогут продолжать столь успешно начавшуюся борьбу со своими конкурентами на море; наоборот, они вынуждены будут потерять не только иностранную клиентуру, но и немецкую. Баллин считал, что блокада, при отсутствии у Германии значительного военно-морского флота, неизбежно парализует всю дееспособность торгового флота Германии и закроет перспективу его дальнейшего роста даже после окончания войны. Утерянные позиции будут захвачены конкурентами, главным образом, разумеется, английскими. Не удивительно, что «национальная идея» строительства большого морского флота в этих кругах нашла своих горячих адептов.


Comments are closed.