Железная дорога

Все, однако, кончилось для обоих соперников благополучно: согласились на том, что железную дорогу Тяньцзинь — Чжэньцзян английский и германский капиталы будут строить совместно. Далее, чтобы умилостивить англичан, германская дипломатия стала поддерживать их требование к Китаю по вопросу о предоставлении ему займа. В данном случае поддержка была предоставлена тем более охотно, что вместе с «Гонконг-Шанхайским банком» снова выступал «Немецко-Азиатский банк».

Буржуазная пресса, разумеется, приветствовала навязанное Китаю соглашение о займе. К ее голосу присоединился и главный орган социал — демократической партии. Газета «Vorwarts» писала: «Мы е самого начала считали желательным такой ход вещей, ибо он для нас более приемлем, чем если бы и в этом вопросе русское влияние в Китае удержало — за собой верховенство».

Уже давно господствующие классы в Германии не испытывали такого шовинистического подъема, как тогда, когда после вторжения в Китай и захвата Цзяочжоу они увидели, что их империалистская политика «бронированного кулака» так быстро и легко добилась столь, казалось, крупных побед и успехов. Немецкие газеты, можно сказать, пришли в состояние экзальтации, и даже те из них, которые обычно сухим и будничным языком писали о сухих будничных делах, вдруг стали выражаться почти поэтически, разумеется, в той степени и в той жалкой форме, в какой они были способны выражать свои чувства удовлетворения по поводу удавшегося разбоя.


Comments are closed.